Прочему бухгалтеры не любят работать с гособоронзаказами

30.08.2021 11:49
При заключении контрактов ГОЗ исполнитель имеет определённые обязанности согласно ст.8 Закона 275-ФЗ «О гособоронзаказе». В частности, вести раздельный учёт результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и предоставлять информацию для контроля исполнения заказа по запросу заказчика и контролирующих органов.

Раздельный учёт затрат при исполнении ГОЗ сопряжён со следующими сложностями:

1) Необходимо внести изменения в учётную политику предприятия и разработать положения по учёту, которые позволят:

обеспечивать контроль целевого использования бюджетных средств, а работа с ГОЗ – это работа именно с бюджетными средствами

подтверждать отнесение всех осуществлённых затрат производству конкретного вида продукции ГОЗ

получать достоверные данные о себестоимости продукции по каждому выполняемому контракту

определять и обосновывать прибыль по каждому контракту ГОЗ

2) Нужно организовать раздельный учёт всех ресурсов, используемых для выполнения контракта (материальные запасы, основные средства, дебиторская и кредиторская задолженности, денежные средства, производственные и коммерческие затраты и т. д.) - согласно Приказу Минфина от 30 декабря 2020 г. №334н и Постановлению от 19.01.1998 г. №47.

3) Необходимо определить номенклатуру затрат и подтверждать все затраты по ГОЗ, учитывая Приказ Минпромторга от 08.02.2019 №334.

4) Придётся сумму полученной прибыли по контрактам соотносить с Постановлением от 02.12.2017г. №1465, которое регламентирует цены на продукцию по ГОЗ, список документов, обосновывающих затраты, и сам порядок определения прибыли при ГОЗ.

Т. е., помимо налоговых и бухгалтерских нормативных актов приходится учитывать и дополнительные нормативные документы, что существенно затрудняет и усложняет бухгалтерскую работу.

Кроме того, встаёт вопрос об использовании программы для раздельного учёта, т. к. в программе Бухгалтерия 1С Предприятие, которая чаще всего используется в работе, все вышеперечисленные особенности реализованы быть не могут.

Также особое внимание следует уделять всей первичной документации при работе с ГОЗ – на каждом документе во всей цепочке, обслуживающей исполнение контракта, должен быть указан идентификационный номер контракта, в т. ч. и в документах от поставщиков.

Возможно, придётся разработать и использовать формы первичных документов, которые позволят идентифицировать финансово-хозяйственные операции в рамках ГОЗ, подтвердить и обосновать все расходы на производство конкретной продукции по контракту ГОЗ.

Судя по гл.5.1 275-ФЗ, контроль при ГОЗ безграничный, и сложности для бухгалтеров очевидны.

По приказу №554 от 8.10.2018г. исполнители ГОЗ обязаны предоставлять Отчёт ежемесячно, либо по запросу Минобороны в течение 10 дней. Ещё одна отчётность, непростая в заполнении.

Т.о., ведение учёта при ГОЗ – это не только серьёзная нагрузка для бухгалтеров, но и повышенная ответственность для всех участников стороны исполнителя заказа. Прежде чем принимать решение о подписании контракта, стоит проверить, по силам ли такая ответственность.

Материал подготовила Ирина Мактаз, главный бухгалтер, эксперт в области бухгалтерского и налогового учета